Перейти к содержанию
  • Статьи

    Статьи на нашем сайте
    • RnjNj
      Тип: Заметка Маркер: Верно
      Наблюдаемые в природе приливы очень сложны по своей структуре, поэтому предсказать их величину и время для любого места и момента — сложная задача. Чтобы проводить вычисления было легче, характеристики приливов сгруппировали и классифицировали.

      В зависимости от величины периода прилива — промежутка времени между одинаковыми уровнями — приливы подразделяются на полусуточные, суточные и смешанные.
      Полусуточные. За лунные сутки (24 часа 50 минут) возникают два прилива и два отлива. Каждые 12 часов 25 минут случается один прилив и один отлив. Именно для таких приливов применимо так называемое Правило 12, позволяющее без графика рассчитать высоту прилива на заданное время. Амплитуды колебаний чередуются, но практически не различаются, поэтому похожи на синусоидальную кривую. Хорошо выраженные полусуточные приливы наблюдаются вдоль мурманского берега Баренцева моря, на большей части Белого моря и в пределах почти всего Атлантического океана. Суточные. В сутки происходит один прилив и один отлив. Такое встречается редко и в основном в Тихом океане. Величина прилива увеличивается и уменьшается в зависимости от изменения склонения Луны. Если Луна находится на одной линии с экватором, водные массы и вовсе стоят на месте — эти приливы называют экваториальными. Если Луна немного отклонена в сторону, то в зоне экватора появляются незначительные колебания. Если спутник Земли явно склоняется в южную или северную сторону, то в тропических областях наблюдаются сильные подъемы воды, их называют тропическими приливами. Смешанные. Также наблюдаются в Тихом океане. Это приливы, в которых проявляются признаки как полусуточных, так и суточных приливов. Смешанные приливы подразделяются на две группы: неправильные полусуточные и неправильные суточные. У неправильных полусуточных приливов есть разница между временем роста и временем падения уровня воды. Неправильные суточные приливы меняются в зависимости от изменения склонения Луны относительно экватора. Аномальные. Такие приливы усложняются влиянием мелководья (так называемые мелководные приливы), у которых нарушается симметрия в подъеме и спаде уровня. Иногда в условиях мелководья полусуточные приливы становятся четвертьсуточными с четырьмя полными и четырьмя малыми водами. Такие приливы наблюдаются в некоторых портах пролива Ла-Манш и в Белом море.
       

    • RnjNj
      Тип: Заметка Маркер: Верно
      Прежде всего, приливы и отливы не так просты, как упрощённое представление о «двух выпуклостях». На самом деле показанная диаграмма вводит в заблуждение. 
      Две выпуклости появляются, если предположить, что океан с постоянной глубиной покрывает всю поверхность Земли. Очевидно, что это не так, и на диаграмме вы можете увидеть континенты. Учитывая разные размеры бассейнов и различные характеристики трения в каждом месте, результирующий приливной эффект гораздо сложнее. 
      Разница в фазе и амплитуде показана здесь и наглядно демонстрирует, что прилив меняется на одной и той же долготе. В простом объяснении, приведённом выше, этого не было бы.

      Эта приливная анимация от TPXO также является наглядным примером. 

      Простое объяснение «двух выпуклостей» привело бы к чистому двухпиковому суточному приливу. В таких местах, как Мексиканский залив, это, конечно, не так.
      Как упоминалось в ответе Камило Рады, приливы и отливы являются следствием приливной силы. Эта кажущаяся сила возникает из-за разницы в силе гравитационного поля. В результате тело Земли вытягивается в сторону центра масс системы Земля-Луна и от него. Таким образом, вода подстраивается под эту разницу в геопотенциале, что и приводит к приливам и отливам.
      Более наглядное объяснение приводится в «Проекте Наука о Земле: Физическая океанография»
      Еще одна модель:
      Гравитационные силы Земли, Солнца и Луны вызывают выпуклость воды на ближайшей стороне и такую же выпуклость на противоположной стороне. Таким образом, в этом простом сценарии прилив состоит из двух выпуклостей воды (на самом деле четырёх), которые перемещаются по миру по мере его вращения. Когда Луна и Солнце выстраиваются в одну линию, их выпуклости складываются, образуя «весенние приливы» каждые две недели. Когда Луна и Солнце находятся под прямым углом друг к другу, мы сталкиваемся с «малыми приливами», так как выпуклость Солнца добавляет к низкому лунному приливу, в результате чего низкие приливы становятся выше, а высокие — ниже.
      Ограничениями этой модели являются:
      Это не может объяснить, почему в некоторых местах нет приливов, в других есть один дневной максимум, а в большинстве — два максимума в день. Высота приливов и отливов максимальна на экваторе (и минимальна на полюсах), как следует из упрощённой модели. Прилив не связан с положением Луны. Он происходит в разное время лунного цикла в зависимости от местоположения. Если включить в расчёт континенты, то приливная волна будет отражаться от континентального шельфа, когда достигнет континента. Приливная волна почти такой же силы будет распространяться в противоположном направлении, чего не наблюдается. Приливные волны, необходимые для этой модели, должны были бы двигаться гораздо быстрее, чем это возможно в реальности. На самом деле приливы и отливы НЕ движутся с востока на запад по мере вращения Земли, а распространяются по кругу вокруг островов и определённых точек в море, называемых приливными узлами или амфидромическими точками. Эти узлы можно увидеть на первом рисунке в этом ответе.

    • RnjNj
      Тип: Статьтя Маркер: Верно
      Бесприливные точки, о которых молчат учебники.
      Со школьной скамьи нам рассказывают, что приливы в океанах вызываются притяжением Луны. Причем, прилив происходит не только со стороны Луны, но и с противоположной стороны Земли:
      Хотя, по логике, на обратной стороне Земли ближе к экватору должен наблюдаться отлив. Отливы не наблюдаются во внутренних морях, либо ничтожно малы и визуально не фиксируются. Странностей много.
      Если в формулу всемирного тяготения подставить массу Солнца и расстояние до светила, то увидим, что должны быть и солнечные приливы и отливы. И они должны быть сильнее лунных. А их нет. Почему во внутренних морях как Черное, Каспийское и в крупных озерах не наблюдаются визуально заметные приливы и отливы? Атмосфера, как менее плотная среда – тоже должна следовать за Луной.
      Карта амфидромических точек
      Но это все детские вопросы по сравнению вот с каким фактом:

      Здесь на картах показаны амфидромические точки в которых нет никаких приливов и отливов и расходящиеся от них кодитальные линии – это обозначены повышения или снижения уровня воды, где чем дальше от центра, тем прилив выше. Уровни воды не постоянны и вращаются вокруг амфидромических точек. Как видно, они есть как в океанах, так и на суше.
      В динамике это выглядит так:

      Здесь показаны главные амфидромические точки в океанах. Вот она какая истинная (не школьная) картина приливов и отливов. Вероятно, истинный механизм никак не связан с движением Луны вокруг Земли. Иначе бы Землю огибал приливной горб из воды, двигающийся по долготе. Причем, он будет двигаться со скоростью 1600 км/ч ровно под Луной (или в след за Луной) – и выше скорости звука. Угловая скорость движения Луны по небу – 33 угловых минуты в час. А скорость ее орбитального движения - 2681 км/ч.
      Не вписывается и притяжение – уровень приливов и отливов у берегов континентов разный на одной долготе.

      Максимальная – у берегов Аляски. Хотя, по логике из-за притяжения Луны сильные приливы должны быть на экваторе.
      Как же это объясняют ученые? Если кратко, то одной фразой: «Все очень сложно». А далее идут поверхностные объяснения об интерференции приливных волн, силах кореолиса, гидравлическом трении движения водных масс и т.д.
      Казалось бы, движение Луны можно рассчитать с точностью до угловой секунду и знать наперед где и когда прилив будет происходить и какой амплитуды. И все на любой день и час любой даты. Но не так все очевидно в этой области. Приливы и отливы рассчитываются на основе предыдущих наблюдений по таблицам. И наперед, через год и конкретно в какое время случится прилив или отлив - никто не знает. И какой амплитуды – тем более.

      Пример графика. Ровно через год будут другие значения в таблице. По всей видимости, кодитальные линии вокруг амфидромических точек вращаются с разной скоростью и амплитудой. И к Луне, повторюсь, не имеют отношения. Причем, этот водоворот приводит к суточным, полусуточным и смешанным приливам и отливам:

       
      Как видно, на одной и той же долготе существуют как суточные, так и полусуточные приливы-отливы. А смешанные вообще предсказать невозможно.
      Из всего этого становится понятным, что Луна во всем этом – как видимое небесное явление, к которому когда-то попытались приписать явления приливов и отливов.
      Если Луна вызывает приливы, то тогда и Юпитер, Венера должны это делать в какой-то степени при противостоянии с Землей (при наибольшем сближении). Но что-то про это нигде не указано.
      Про амфидромические точки ученые знают вот уже более 100 лет. Приведу карту с кодитальными линиями от 1906г.:

      Не исключено, что иногда кодитальные линии могут менять свою интенсивность или амфидромические точки смещаться (или появляться временные).
      Если на улице спросить любого человека про причину приливов и отливов – ответ будет в 99% случаев такой: из-за движения и притяжения Луны. Почему в науке до сих пор существует эта несостоятельная версия, которая является еще и догмой? А все потому, что признание этих противоречий приведет к разрушению представлений о строении Земли, пересмотру многих явлений в физике, отмене концепций в астрофизике.
      Как можно объяснить амфидромические точки? Если применить простое сравнения, то выглядят они вместе с кодитальными линиями как гигантский водоворот. Но что его раскручивает? Вот здесь у классических представлений в физике и геофизике стопор. Именно поэтому и не развивается это направление в теории приливов и отливов.

    • RnjNj
      Тип: Заметка Маркер: Верно
      (Снова о приливах и отливах.)
      Пытался найти какую-нибудь толковую информацию на эту тему в Интернете.
      Нашёл: Или традиционная догматическая болтовня, в качестве аргумента использующая математические формулы, или откровенно безграмотный бред!
      В любой, самой популярной брошюрке для умственно отсталых можно прочитать (я уже не говорю о том, чтобы по простейшим формулам вычислить!), что масса Луна в восемьдесят один раз меньше земной! Что действительно в шесть раз меньше, так это ускорение свободного падения на Луне, попросту, лунная сила притяжения. Она, да, в шесть раз меньше земной.
      Итак, Интернет как «источник знаний», а, точнее, свалка хлама, отпал!

      Но с приливами на Земле возникли некие проблемы, по крайней мере, у меня лично.
      И вот какие:

      На всех картинках в учебниках физики, не только школьных, а и ВУЗовских, приводится такой рисунок: Земной диск, рядом дунный и на Земле некий эллипс, длинной своей осью повёрнутый к  Луне. Эдак изображается вода, образующая под влиянием лунного притяжения два водяных «бугра» на Земле! Приливы! А, поскольку Земля вращается, то эти водяные «бугры» дважды в сутки проходят по поверхности морей и океанов.
      Если бы не было материков, а вся Земля была бы покрыта слоем воды, то да, так и было бы.
      НО!!!
      Давайте-ка посмотрим, что РЕАЛЬНО происходит.
      Земной шар, как известно, вращается с Запада на Восток. Поскольку Луна совершает полный оборот за примерно 28 дней, то в течении полусуток-суток мы можем принять её смещение незначительным и пренебречь им. Забудем также о приливах, вызываемых Солнцем, они вдвое меньше лунных по амплитуде.
      Когда Луна висит над Тихим океаном, она поднимает его воду и из-за вращения эта «волна» прилива движется к восточному берегу, например, России. Оказалась под Луной береговая линия: Курильские острова, Камчатка. Командорские острова, Охотское море, и там наблюдается заметный прилив.
      (Понятно, ведь огромные массы океанской воды из Тихого прихлынули к берегу.  Прилив в 12  с лишним метров в высоту наблюдается в Пенжинской губе в Охотском море.)
      Здесь всё ясно и понятно, не так ли?
      А теперь переместимся быстренько (со скоростью вращения Земли) на Запад, к атлантическому берегу Европы.
      Франция, Бретань, Сан-Мало и Мон Сан-Мишель.  Взошла и над ними Луна, интернационалистка, ко всем странам, буржуйским и бывшим советским относится одинаково-- тянет (хоть и слабо) к себе!
      Да, вот, незадача. Тянуть-то воду НЕОТКУДА!!! Из скромненьких заливчиков много воды не поднимешь. А над Атлантическим океаном ей ещё рано, не дошла! То есть Земля ещё не повернулась к ней этим боком! А там (в Бретани) приливы повыше, чем в этой губе (не путать с гауптвахтой!)  – до 15 метров! Но никаких мощных волн прилива из Атлантики здесь нет!!! Земля ведь СНАЧАЛА поворачивается к Луне этой береговой линией, а лишь после подставляет Луне океан!!! Так откуда же там такие приливы??? Согнала всю воду из Сены и Луары? Не хватит и на сантиметр подъёма!
      Вот и подумал я, что нужно малость откорректировать эти описания.
      Что такое отлив?
      Когда вода отходит от берега. По всем общепринятым теориям отлив  наступает там и  тогда, когда место находится не под Луной и не на противоположной Луне стороне Земли, а сбоку, перпендикулярно линии, соединяющей центр Луны и Земли. Там тяготение Луны самое слабое, оттуда вода утекает к буграм и поэтому там – отлив!
      И подумал я, что, как это ни странно, приливы и отливы во французской Бретани на атлантическом берегу Европы  наблюдаются в точности наоборот с вышеописанной картинкой двух бугров воды.
      Когда Луна висит над Сан-Мало и Мон Сан-Мишель, она ОТТЯГИВАЕТ воду с поверхности и наступает сильный отлив там! Затем Луна уплывает на Запад в Атлантический океан, всё дальше от берега Европы к Америке, и лишь тогда, через шесть часов, вода Атлантики, уже ею НЕУДЕРЖИВАЕМАЯ, «стремительным домкратом» начинает возвращаться к берегу – наступает мощный прилив! Хотя это происходит как раз в тот момент, когда линия Луна-Земля перпендикулярна в этому месту! Получается, что не на всей Земле приливы и отливы чередуются более или менее синхронно с положением Луны, а со сдвигом в шесть часов.   Японии, например, думаю, приливы и отливы на обоих её берегах наступают примерно в одно время, так как Япония не слишком широка и с обеих сторон океан.
      А с западным берегом Франции иначе! И с берегами Англии схоже. Там прилив заливает берега  ВОЗВРАЩАЮЩИМСЯ океаном, а не поднятой «атлантической» волной!
      Пока всё.
      Faciant meliora potentes!
      Пусть сделает лучше, кто может!
      10 VIII 2019

    • RnjNj
      Тип: Заметка Маркер: Верно
      Добро пожаловать в удивительный мир будущего! Плюмбус сделает вашу жизнь лучше со всех сторон! Плюмбус повышает прибыль компаний, упрощает работу по дому, всё человечество уже оценило несомненные преимущества от использования плюмбуса! Плюмбус — революция.
      Вы не заметили, как часто за последние пару лет происходило что-то технологически-экстраординарное, что обязательно должно было поменять нашу жизнь? Обычному человеку нет ни минуты покоя: постоянно нужно отправляться в светлое будущее. Правда, через год оказывается, что в пункте назначения всё то же унылое настоящее, единственная разница — уставшие от пережёвывания темы люди и инвесторы без денег, чьими усилиями хайптрейн и ехал в никуда.
      Для описания этого явления я использую слово «плюмбус» из Рика и Морти. Потому что людям нравятся Рик и Морти и потому что устройство непонятного предназначения, которое есть в каждом доме — идеал создателей плюмбусов. И сейчас я научу вас их делать — на примерах последних лет.
      Методика создания плюмбуса
      Основные характеристики будущего устройства:
      Плюмбус всеобъемлющ. Его можно применить где угодно для чего угодно. Нет такой области, в которой нельзя было бы использовать плюмбус. Он как серебряная пуля, которая стреляет во все стороны сразу. Никто точно не уверен, зачем плюмбус нужен, но у всех есть множество предложений, где его можно применить. Плюмбус абстрактен. В материальном мире его не существует, он принадлежит Миру Высоких Технологий. Разные люди описывают его по-разному. Возможно, даже создатели плюмбуса не до конца понимают, чем он является. Но пользоваться им может даже собака, если научить её жать на нужные кнопки. Подобно языческому божеству, плюмбус имеет свою силу только пока в него верят. Он способен существовать только в энергии хайпа и без подпитки верой его ценность уменьшается. Именно поэтому все должны начать им пользоваться прямо сейчас. Опираясь на эти несложные пункты вы без каких-либо усилий сможете создать спасителя человечества, например, очередную революционную не-такую-как-все криптовалюту. Дегены будут в восторге.
      Дальше плюмбус следует как следует расхайпить — без хайпа чудо не заработает. Если у вас полно денег и вы популярны, можете просто вынести новоизобретённый плюмбус народу, как бабуин Рафики презентовал африканским зверям львёнка Симбу. Ваша слава сама заставит людей обсуждать полезность плюмбуса. Если вы пока не почувствовали себя Цукербергом, нужно чтобы плюмбус кому-то очень помог. Например, написать диплом. Или найти свою любовь на карантине. Всё, инфоповод готов.

      Когда общественность вас поддержит и начнёт спорить по поводу того, что вы вообще придумали и как это использовать — успех гарантирован. Можете начинать присматривать себе яхту. А если никому не интересно — вас просто забудут через пару месяцев, как и тысячи других изобретателей не столь успешных плюмбусов.
      Величайшая тайна плюмбуса в том, что он не нужен никому, кроме его создателя и всех тех, кто успеет на нём немного заработать. Тема денег раздувается всеми вокруг, аналитики бьются в экстазе и предрекают невероятный успех. Люди кидаются яростно обсуждать, но быстро выгорают. Со временем остаётся только ядро особых фанатиков, готовых стоять на своём до самого конца — из искренней веры в то, что мир просто не понял гениальность идеи, или из попытки рационализировать впустую потраченное на плюмбус время.
      В рекламе плюмбуса обязательно говорится, что плюмбус появится у всех и поглотит всё буквально через пять минут и если вы не овладеете им прямо сейчас, то останетесь на обочине этого мира, потому что вас выбросят из поезда прогресса. Там вас, отставшего от цивилизованного мира, все будут освистывать и попирать ногами. Конечно, прямо вам об этом не говорят, но подразумевают. Чувство тревожности от упущенной потенциальной выгоды должно подогнать покупателя вперёд.
      Вам могут рассказывать что угодно о плюмбусе. Плюмбус поможет приблизить человечество к Светлому Будущему, решив проблемы X и Y. Плюмбус на 100% экологичен и даже немного восстанавливает разрушенную ужасным человечеством Землю. Плюмбус — то самое, о чём говорили знаменитые писатели-фантасты. Но помните: единственное настоящее предназначение плюмбуса — продаваться.
      Метавселенные: в миллиметре от того, чтобы стать плюмбусом
      Вынужден вас поздравить: если вы это читаете, вы уже находитесь в метавселенной. Она называется Интернет и появилась очень давно — задолго до того, как Meta стала запрещённой на территории РФ организацией. Вы вправе считать так, потому что всё равно никто точно не знает, что такое метавселенная. В основном определения сводятся к «как в Матрице» или «как в Лавине» и к идее киберпространства, в котором люди смогут жить как во втором мире, подключаясь к нему через шлем виртуальной реальности.

      Nike даже покупал компанию по производству виртуальных кроссовок RTFKT, чтобы продавать их в метавселенной. Нет, это не кошка прошла по клавиатуре, это название.
      Интернет отвечает всем требованиям, что энтузиасты метавселенной представляют как её преимущества. Люди здесь фактически живут вторую жизнь: общаются, знакомятся, работают, познают мир, ходят по магазинам. Всё это делается быстро, удобно и с каждым годом становится всё лучше. Что может предложить метавселенная? Виртуальную реальность.
      VR — это круто. Но неудобно.
      Не поймите неправильно: у меня самого есть Oculus Quest 2 и я им активно пользуюсь, но прекрасно понимаю всех, кто не горит энтузиазмом по поводу виара в текущем состоянии. Картинка хоть и неплоха, но до 4k монитора не дотягивает, управление всё ещё не идеально и требует привыкания, удобство пользования… про это можно написать отдельный пост. Некоторых в шлеме сильно укачивает даже после долгих тренировок, долго носить его некомфортно большинству людей. VR — интересный экспириенс, но определённо не то место, где вы захотите проводить весь день в 2023 году — что подтверждает угасающий энтузиазм инвесторов. Захотели бы вы потратить 1000 долларов на человека (столько стоит Quest Pro после снижения цены на 500 долларов), чтобы переместить офис в виртуальную реальность, которая выглядит как крайне сомнительная, неудобная и дорогая альтернатива Zoom?
      Цукербергу не удалось убедить людей, что всем нужна метавселенная. Скоро выходит шлем от Apple — посмотрим, чего удастся добиться им, и получится ли переубедить уже настроенную скептически общественность.
      В итоге оказалось, что эта инновационная технология прямо из научной фантастики никому не нужна, кроме её создателей. Даже сами сотрудники Meta пользовались шлемами весьма неохотно. Зато идея светлого будущего замечательно продалась на волне хайпа. В феврале 2022 года Gartner прогнозировали, что к 2026 году все мы будем проводить в метавселенной хотя бы час в день, расплачиваясь за покупки NFT-валютой. Свою собственную метавселенную в те славные времена не пытался запустить только ленивый: во-первых, компании полезно быть в тренде, во-вторых, представьте как было бы здорово, если бы у вас появился свой отдельный незарегулированный законодательством виртуальный мир, куда люди приносят настоящие деньги, обменивая их на виртуальную валюту, которую вы контролируете. Сказка, да и только.
      На выходе получаем продукт с претензией на шаг в будущее, который необходим абсолютно всем. Если вы компания — вам срочно нужно вложиться в новый рынок, пока конкуренты вас не опередили. Ради удовлетворения потребности, которой не было. Хайп прошёл — люди забыли пандемию и вернулись в офисы — все забыли про метавселенные. Были ли у главного амбассадора метавселенных, компании Meta, действительно какие-то устремления в будущее или они просто хотят продать побольше VR-шлемов?
      Возможно, в будущем метавселенная и появится как развитие Интернета, но сейчас мы ещё не достигли нужного технологического уровня, чтобы она стала удобнее живого общения, текстовой переписки и созвонов в зуме.
      NFT и криптоплюмбусы

      Это Everydays: The First 5000 Days, коллаж из работ художника Майка Винкельманна. Стоимость — 69,3 миллионов долларов.
      NFT наглядно показали, что некоторые вещи имеют смысл исключительно потому что люди вкладывают в них смысл. Они верят, что уникальная картинка с пиксельной обезьянкой может стоить 10 миллионов долларов? Они купят её и попросят ещё. Нужно только убедить их, что это правильное вложение средств.
      Рынок NFT можно сравнить с рынком предметов материального искусства, особенно картин. Они тоже имеют ценность только благодаря общественному договору. Однако, если договор о том, что картина художника может стоить миллионы устанавливался веками, быстро убедить общество что столько же может стоить набор данных не вышло. Вернее, вышло, но ненадолго. Человечество оказалось не готово к новому уровню абстракции.
      Как только NFT вышли из моды и пропали из трендов их стоимость начала падать катастрофическими темпами. В марте 2021 года Джек Дорси, один из сооснователей Твиттера, выставил свой первый твит на продажу как NFT. Его купили за 2,9 миллиона долларов. В апреле 2022 года покупатель твита, крипто-предприниматель Сина Эстави, выставил его на перепродажу. Максимальное предложение, которое он получил — 9 968 долларов.
      Конечно же, в момент хайпа продажей невзаимозаменяемых токенов занимались абсолютно все. Конечно же, кто-то успел даже заработать на этом денег. До сих пор есть инвесторы, которые не теряют оптимизма по поводу NFT и ждут, когда рынок встанет с колен. Потому что NFT — будущее искусства. В метавселенной, куда мы все уйдём как в лучший из миров, их будет полно. Вы сами можете вбить в поисковике что-нибудь вроде «почему NFT это будущее» и прочитать десятки статей, которые будут убеждать вас что это не скам, не финансовая пирамида и действительно стоит вложений. С перспективы середины 2023 года они читаются очень весело.
      Почему нейросети это не плюмбус, но в инфополе раздражают абсолютно так же
      Во-первых, у нейросетей есть понятное применение для самого широкого круга пользователей, ведь они отлично подходят для создания мемов, котов и порнографии. Во-вторых, если говорить серьёзно, то ценность нейросетей не зависит от того, насколько люди в них верят. Нейросети работали и до того, как о них стали активно говорить, и будут работать после того, как все успокоятся окончательно с обсуждением GPT.
      ChatGPT отнимает работу у программистов, копирайтеров и поисковых систем. ChatGPT зарабатывает тысячи долларов, составляя простые и эффективные бизнес-планы. ChatGPT скоро захватит человечество, срочно заплати боту в Телеграм, чтобы получить доступ к четвёртой версии из России! И за Midjourney тоже — пока она не отняла работу у 30% художников.
      ChatGPT делает ровно то, для чего он задуман — генерирует текст по запросу. Если вы попросите написать его статью на какую-то тему, это будет выглядеть как будто знания из Интернета засунули в шейкер, потрясли и высыпали на экран, снабдив словами для связывания. Он не думает, не анализирует и не разговаривает с вами — просто генерирует убедительный текст. Если вы хотя бы немного знакомы с фактчекингом и способны составить связную цепочку рассуждений, можете не беспокоиться, что вас заменит нейросеть на текущем этапе развития. (Меня вот не смогла заменить, а я очень хотел.)

      Зато ChatGPT всегда готов предоставить очень убедительно выглядящий список источников. Не потому что подлый бот любит лгать и готовится к покорению мира, а потому что его учили казаться, а не быть. На этом и погорел недавно юрист, который принёс в суд бриф, написанный нейросетью — его отстранили от работы. Смешнее всего то, что юрист спрашивал у нейросети, существует ли на самом деле дело, которое она описала, и получил утвердительный ответ, чего ему оказалось достаточно. Он просто не знал, что нейросеть может давать неверные ответы.
      Зато если вам нужно быстро получить ответ на вопрос, не требующий анализа, или создать простой текст — ChatGPT поможет. Не ждите от него шедевров. Лучше воспринимайте его как очень высокотехнологичный молоток: полезный, но без умения и понимания, как им пользоваться, можно попасть по пальцам.
      Причина, по которой хайп по нейросетям так раздражает — мы это уже видели несколько раз. Появляется что-то новое, все сразу начинают говорить, какой это восторг, раздувают слона из мухи, а после оказывается, что в лучшем случае новая технология просто хороша, но не стоит такого ажиотажа, в худшем — скам с целью извлечения прибыли.
      Как не купить плюмбус
      Чему мы научились как общество? Наверное, ничему. До сих пор придумывают и успешно монетизируют новые финансовые пирамиды, на фоне которых простые плюмбусы кажутся безобидным развлечением для людей, которым некуда потратить деньги.
      Пожалуйста, не ведитесь на хайп. Если всё-таки собрались повестись — разберитесь в том, о чём все говорят. Особенно если собираетесь финансово в это вложиться. От того что вы потратите некоторое время на исследование вы ничего не потеряете, зато сможете избежать сомнительной авантюры. Настоящая технологическая революция не исчезнет в никуда через полгода после своего появления.
      Волна обсуждения нейросетей понемногу проходит, но она наверняка вернётся, когда (и если) Open AI выпустит GPT-4 в открытый доступ. Будьте готовы к рекламным сюжетам, где роботы выгонят вас с завода, и не паникуйте. Не выгонят. Кто-то должен контролировать работу этих роботов.
      Тут бы прорекламировать телеграм-канал про инновации, но у меня его нет.
      Старший инженер ИТС "Citytelecom Санкт-Петербург" Егор Калугин


    • RnjNj
      Тип: Заметка Маркер: Верно
      Любому бизнесу, важно количество продаж, и его можно увеличить, если убедить людей в необходимости траты средств. Один из способов много продать, это ввести в заблуждение покупателя, и крайне важно не нарушая закон. В виду того что критическим мышлением обладает всего лишь 7% населения, то способы описанные ниже вполне годятся для увеличения роста продаж.
      В рекламе и на упаковках разного рода продуктов содержится бесчисленное множество информации, которая является то ли полуправдой, то ли полуложью. 
      Потребителю не договаривают, сообщают избыточные факты, оборачивают простую информацию в красивую оболочку. И все это с единственной целью — заставить поверить, что именно этот продукт уникален и решит все насущные проблемы человека в мгновение ока. 
      Все эти «без холестерина», «с протеинами кашемира» и «содержит бактерии L.Casei Imutitass» — это допинг для самых обычных товаров сектора FMCG, цикл использования которых очень мал. Допинг, который искусственно, но успешно увеличивает их возможности быстро и без проблем разойтись с полок в супермаркетах; создает иллюзию уникальности. 
      Что любопытно, эти рекламные уловки совершенно легальны — то есть с точки зрения закона придраться к формулировкам невозможно. 
      Попытки маркетологов ввести потребителя в заблуждение и склонить его к покупке. 
      Где нано и где не нано
      На волне бума государственного пиара нанотехнологий приставка «нано» в рекламе скоро обгонит по популярности такие слова , как «глав», «мир» и «элитный» : нанокапсулы для похудения, крем для обуви на основе нанотехнологий, нанокосметика и стиральная машина Samsung silver nano. 
      Эко/Био/без ГМО 
      Число поклонников органической продукции в мире растет с каждым днем и рекламщики тут же подхватили тенденцию и использовали стремление людей покупать экологически-чистые продукты, размещая приставки «эко», «био» и «без ГМО» на всех продуктах подряд. 
      В странах Европейского Союза, Америке и некоторых других странах действуют законы о единых стандартах для производства продуктов с маркировкой «био». В России, Украине и Белоруссии таких стандартов нет. Соответственно штампики «не содержит ГМО» можно встретить даже на соли. Не подскажете, где у соли, соды и воды гены? 
      Хитрая математика 
      Математика в словесном облачении дико таинственна. 
      Например, у «Эльдорадо» была громкая акция «Скидки — до 80%», однако внимательный покупатель узнавал, что скидки распространяются только на коврики для мыши и подобные дешевые и мало-интересные товары. 
      Подсолнечное масло без холестерина 
      Особая пометка на бутылках с подсолнечным маслом — «без холестерина» — должна побуждать граждан, которых волнует этот вопрос, покупать именно это масло. Далеко не все знают о том, что холестерина нет и не может быть ни в одной бутылке растительного масла любой марки. Холестерин — это природный жирный спирт, который содержится строго в животных организмах. И писать на бутылках с маслом «без холестерина», все равно что писать «без хлеба» — его там нет и так. 
      Витамин Е, который тоже выступает в коммуникации как конкурентное преимущество, напротив, неотъемлемая часть подсолнечного масла. 
      Бешеная конкуренция заставляет выдумывать все новые средства с умопомрачительными названиями и еще более умопомрачительными компонентами, направленными на создание и удержание женской красоты. Иногда можно и не придумывать, а лишь переставить слова местами.
      Например, в случае с краской Garnier Color Naturals маркетологи просто переиначили «оливковое масло» в «масло оливы». И красивее, и мыслей о салате на голове не вызывает.
      Популярный сегодня экстракт кашемира, который, судя по рекламе, добавляют едва ли не в каждый второй шампунь — это банальный ланолин, то есть воск, получаемый при промывании шерсти овец. А то, что кашемир — это строго пух строго гималайских горных коз, уже не так важно. Главное, как звучит. 
      Или помните такое — «Обычные шампуни на 80 процентов состоят из воды. Шампуни „Чистая линия“ на 80 процентов состоит из отвара трав». Надо ли говорить, что любой отвар трав на 99% состоит из воды? 
      Смешная история с NIVEA Silver Protect «С молекулами серебра». Маркетинг продукта придумывался именно с такой формулировкой (упоминание молекул еще есть на официальном сайте), но потом выяснилось, что у серебра попросту нет молекул — у него либо атомы, либо ионы. Рекламу изменили на «Ионы серебра». Но смысл-то остался прежний.
      Вывод: желание увеличения прибыли, ведет к применению способов обмана и заблуждения покупателей, и если этого не сделаете "Вы" это сделают конкуренты. Такой вот он этот капиталистический мир.

    • RnjNj
      Тип: Статьтя Маркер: Верно
      Умеет ли сегодня подавляющее большинство россиян (и не только) правильно мыслить? К сожалению, нет, и это легко доказать.
      Правильно мыслить учит наука «Логика». Вот что писали о ней русские учёные ещё 100 и более лет назад:
      Между тем, предмет «логика» большевики исключили из школьной программы сразу после прихода к власти в 1917 году. Как результат, уже пятое поколение рождённых в нашей стране не знает правил логического мышления, то есть не умеет мыслить «нормально» и отличать истину от лжи, ошибок и заблуждений.
      Правда, был в советское время краткий период, когда логику в средних школах коммунистическая власть всё же пыталась ввести. Произошло это в конце правления Сталина - с 1947 (по другим данным, с 1948: Медынский Е.Н. Народное образование в СССР. – М., 1952. С. 82 – 96) по 1953 гг. Однако после его смерти указанный эксперимент за два учебных года благополучно самоликвидировался, хотя в некоторых школах энтузиасты продолжали преподавать логику ещё до конца 50-х гг.
      В чём же причина этих странных манипуляций большевиков с логикой (отмена, восстановление и снова отмена)? Она состоит в том, что способность наиболее образованной, а значит, и наиболее политически активной части населения логически правильно мыслить, несовместима как с самой идеей коммунизма, так и с большевистскими методами его строительства.

      В самом деле, как логически объяснить народу, почему обещанное большевиками перед революцией ограничение прав государства в пользу общества, обернулось после их прихода к власти установлением диктатуры? Как логически соотнести обещание большевиков в момент революции заменить армию и полицию всеобщим вооружением народа, с созданием ими регулярной армии, милиции и органов госбезопасности (ЧК) вскоре после взятия власти (в феврале 1918 г.)? Почему пропагандируемый большевиками перед революцией принцип выборности и сменяемости в любое время всех должностных лиц обернулся после революции всевластием назначенных сверху бессменным руководством компартии партийных и государственных чиновников (комиссаров и их аппаратов)? Как оправдать то, что обещание большевицкой власти народу в начале революции разделить землю между крестьянами расходилось с подлинными целями (программой) большевиков, где ясно было сказано, что вся земля должна быть национализирована, то есть передана государству, для создания на ней крупных общественных (коммун, совхозов, колхозов) хозяйств (что вскоре и произошло)? И вообще, имеет ли какое-нибудь логическое обоснование вера коммунистов в то, что человек способен качественно и производительно работать не на себя, а на «дядю» (общество) не за зарплату, а лишь по потребности трудиться? Кто и когда это доказал? Между тем, опыт жизни и работы каждого действительно трудящегося доказывает обратное. Идея коммунизма была придумана теми, кто никогда лично не занимался регулярным физическим трудом. Такие же псевдопролетарии создали под себя в России и вождистскую партию (РСДРП(б) - РКП(б) - ВКП(б) - КПСС) для приведения этой надуманной теории в жизнь. 
      Конечно, если бы хотя бы десятая часть граждан страны была научена логически правильно мыслить, то народ очень скоро понял бы обман большевиков и сбросил их опирающуюся на тотальную пропаганду, террор и насилие власть. К сожалению, таких граждан на момент революции было слишком мало, а после установления своего господства большевики сделали всё, чтобы их стало ещё и во много раз меньше.
      Итак, причину отмены логики в советской средней школе мы выяснили, но почему она снова ненадолго вернулась туда в конце 1940-х годов?
      Этому парадоксу компартийной политики можно дать два объяснения:
      За четверть века, прошедших после революции 1917 года, реальная жизнь показала идеалистам-большевикам, что их наивная вера в то, что отмена частной собственности, техническая модернизация производства, достижение всеобщей грамотности и внедрение в головы людей коммунистической идеологии сами по себе приведут к невиданному взлёту производительности труда во всех областях человеческой деятельности, оказалась несостоятельной.
      Особенно плачевное состоянии было в сфере управления. Как жаловался в начале 1941 года Сталин срочно вызванному к нему учёному логику В.Ф.Асмусу, даже высшие чиновники часто не в состоянии были правильно выразить свою мысль.
      В.Ф.Асмус, профессор МГУ
      «Вождю народов» стало, наконец, ясно, что успешное руководство зависит не только от выполнения подчинёнными приказов начальства любой ценой, но и от их умения самостоятельно мыслить логически. В ещё большей степени это доказала Война. Победа в Великой Отечественной войне передала в распоряжение сталинского государства высочайшие научные достижения и технологии побеждённой Германии. Однако воспользоваться ими в полной мере Советский союз мог лишь подняв свою науку до такого же высокого уровня, а это можно было сделать только реабилитировав логику в средней школе и вузах, ведь логика – основа научного мышления. Сталин, сам знакомый с азами логики ещё по учёбе в духовной семинарии, всё же сумел в конце жизни сделать правильный вывод, хотя и слишком поздно.
      В известном Постановлении ЦК ВКП(б) от 4 декабря 1946 года сообщалось о намерении обеспечить выпускные классы всех средних школ страны учителями логики к 1950/1951 учебному году.

      Между тем, в интернете встречаются утверждения, что в 1949 году этот предмет преподавался лишь в 598 средних школах, а к началу 50-х - в 600 с лишним. Много это или мало? Попробуем разобраться.
      Точно известно лишь число средних школ в 1940/1941 учебном году – 18,8 тысяч (Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник/Госкомстат СССР. – М.: Финансы и статистика, 1987. С. 529).
      Во время войны (к 1944 г.) их число снизилось на треть, то есть, примерно до 12 тысяч. В 1960/1961 гг. средних школ было уже 29,2 тысяч. Если в послевоенные годы их количество росло равномерно, то в год вступало в строй чуть более тысячи. Следовательно, в 1950/1951 учебном году их могло быть около 19 тысяч, то есть столько же, сколько и до войны.
      Отсюда вывод: К началу 50-х годов логика преподавалась примерно в 3 % средних школ страны. Ко времени смерти Сталина процент таких школ, конечно, повысился, но вряд ли даже до половины от их общего числа. Правда, в большинстве остальных средних школ азы логики стали давать тогда на своих уроках учителя математики.
      Итак, сталинская попытка вернуть в школу логику осталась не завершённой. Тем не менее, значение её для дальнейшего развития СССР трудно переоценить. Именно выпускники средних школ и вузов конца 40-х – 50-х гг. стали основой знаменитого поколения шестидесятников, обеспечившего те высокие достижения советской науки, техники, культуры, искусства конца 50-х – 70-х гг., которыми мы восхищаемся до сих пор.
      Реформа конца 40-х возродила науку логику в СССР. Хотя после смерти Сталина её развитие опять стало тормозиться партийными идеологами, однако в форме математической логики она продолжала развиваться, и в 60-е годы добилась значительных успехов.
      Затхлая атмосфера брежневского застоя в дальнейшем свела на нет усилия шестидесятников, не поддержанные следующими поколениями выпускников советских школ, снова лишившимися по вине охранявших догмы большевизма партийных бюрократов возможности знакомиться с основами логического мышления. После исчерпания интеллектуального ресурса 50-х, Советский Союз закономерно и неудержимо покатился к своей деградации и гибели.

    • RnjNj
      Тип: Заметка Маркер: Верно
      Отмена преподавания логики в российских гимназиях в 1847 году была результатом реформы, проводимой министром просвещения С. С. Уваровым. Основной целью этой реформы было укрепление традиционных ценностей и идеалов, что выражалось в усилении роли классического образования и снижении внимания к наукам.
      Уваров считал, что логика, как наука о мышлении и рассуждении, «почти не приносит пользы» учащимся. По его мнению, она не способствовала формированию патриотизма и верности традициям. Вместо этого он сделал акцент на изучении классической литературы, истории и языков, которые, по его мнению, развивали нравственность и формировали правильные взгляды.
      Однако, отмена логики имела ряд негативных последствий. Логика является основой для критического мышления, анализа и аргументации. Ее отсутствие в образовательной программе могло привести к снижению уровня интеллектуального развития учащихся, затруднить их способность к самостоятельной мысли и анализу информации.

    • RnjNj
      Тип: Заметка Маркер: Верно
      Логика как часть философии с самых древних времён считалась одной из важнейших научных и учебных дисциплин. В европейском Средневековье она была ключевым предметом в системе университетского образования — как наука, которая упорядочивает и структурирует мышление, даёт инструменты для познания мира.
      В российских гимназиях логику стали преподавать с начала XIX века, но сперва никакой структуры не было. Методические пособия появились лишь в середине 1820-х годов: в 1826 году было опубликовано «Руководство к логике с предварительным изложением кратких психологических сведений» Николая Рождественского. Его работа переиздавалась пять раз.
      В 1847 году логику исключили из гимназического курса: было решено, что она не приносит пользы учащимся. Впрочем, уже в середине 1850-х годов она вернулась обратно: сказались перестановки в руководстве министерства просвещения. Одним из самых популярных пособий по логике в начале прошлого века был учебник Челпанова — он переиздавался больше десяти раз. В введении автор так определял понятие логики:
      Благодаря курсу логики гимназисты узнавали о сути суждений и определений, об умозаключениях и силлогизмах, о методе дедуктивного и индуктивного суждения — и о том, как можно использовать все эти инструменты для познания мира и поиска истины. В целом преподавание логики стало хорошей основой для взлёта русской научной школы во второй половине XIX века.
      После революции 1917 года этот курс пропал из школьной программы. Впрочем, проблемы начались и в университетах: логику называли порождением буржуазной культуры, несовместимой с пролетарским государством. Лидирующие позиции в советской философии занимали диалектики, которые, отталкиваясь от Гегеля, занимались тем, что громили логику.
      Как ни странно, в 1941 году она вернулась в школы. Вот как пишет об этом Сергей Корсаков:
      «Логику не преподают — люди не умеют последовательно рассуждать, путают понятия. Не учили детей с детства правильно, последовательно логически мыслить», — говорил Сталин Юдину. «Не делится логика на буржуазную и пролетарскую», — и, как свидетельствовал Юдин, посмеялся над теми, кто этого не понимает. «Люди мыслят одинаково. Их нужно научить элементарно мыслить». «Возьмите за основу учебник Челпанова, осовременьте его», — сказал Сталин, и, показав на старые учебники, добавил: «Их надо использовать, и не бойтесь их использовать как следует»».
      Закипела работа. В 1946 году появилось постановление ЦК ВКП (б), в котором он признал «совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология» и «счёл необходимым ввести в течение четырёх лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза».
      Но логика не задержалась в советских школах. После прихода к власти Никиты Хрущёва логики опять потерпели поражение в битве с диалектиками, и её исключили из школьной программы в 1959 году.

×
×
  • Создать...